Обзор игры Citadelum
Боги по вызову
Как часто вы думаете о Римской Империи? Сейчас идеальный случай, чтобы добавить к вашим мыслями несколько приятных часов. Стратегий про Рим было много, градостроительных тем более, но все они как-то остались в прошлом. Даже Caesar IV уже на релизе слегка протух, а болгары из Haemimont Games, сделавшие пачку подобных стратегий в 2000-е, открыли для себя иные сеттинги и ушли туда. Потому новая градостроительная стратегия Citadelum смотрится свежо и интересно, хотя и идей у неё всего миссии на три. Выбирать, как говориться, не приходится.
Игроку предстоит посидеть на двух стульях: градоначальника и полководца. В первом случае ему нужно строить дома людей и создавать производственные цепочки, чтобы плебеям было что покушать, во что одеться и на чём посидеть. Во втором случае нужно слегка повоевать на глобальной карте. Прежде, чем все любители градостроев развернутся и убегут, стоит отметить, что глобальные войны тут совсем не в масштабе Total War и даже не в стиле Civilization. Враг стоит на месте и ждёт, пока вы придёте с ним расправиться. Он не увеличивается в размерах, так что вы всегда можете скопить войско больше, чем у него, а потом просто раздавить числом в RTS-битве.
Однако, это не значит, что враг не будет периодически досаждать мирным гражданам вашего полиса. Чем больше уровень города, и чем больше в нём людей, тем чаще будут случаться набеги. Можно обнести город стеной, но куда надежнее натренировать пару десятков стражников, способных справиться не только с набегами, но и с преступностью.
Вернёмся к основному геймплею. Из миссии к миссии он повторяется, практически никогда не ставя новых условий. Ресурсы на карте неисчерпаемы, так что копайте глину, разбивайте камни и рубите лес бесконечно, вам не придётся искать новые места, чтобы поставить там домики рабочих. Второе большое упрощение — всего два вида жителей. Плебеи станут костяком общества, обеспечивая вас рабочей силой, а патриции нигде не работают, но производят деньги. Рост обоих слоёв населения вы обеспечиваете, отстраивая для них жилища. Но в Citadelum необязательно строить сотни домов: достаточно дать в построенных хорошую жизнь за счёт разнообразной пищи, мебели, одежды, воды, бань, развлечений и просто привлекательного окружения. Как и в классических «Цезарях» здесь очень важно всегда держать рядом палатку пожарных и строителей, чтобы здания не горели и не разваливались.
Отдельно стоит служба богам, которая не влияет на развитие домов, но крайне необходима обществу. Шестерка богов имеет здесь физическое воплощение, и каждый из них может в любой момент разгневаться, спуститься на землю и начать ломать ваши здания. Чтобы такого не произошло, нужно строить храмы и проводить празднества, а если ресурсов нет, то можно задобрить бога и иным способом — жертвоприношением. Есть свинки? Приносите в жертву свинок. Нет лишних хрюшек? Бог не гордый, он примет в качестве жертвы и жителей: сгодятся и плебеи, и патриции. Довольный бог, в зависимости от своего профиля, по вашей указке может спуститься и помочь городу. Юпитер даст людям довольство и счастье, Марс быстро намуштрует армию, Церера даст урожай и т.д.
Увы, как было сказано выше, этим геймплей исчерпывается и после третьей миссии он уже не развивается. Чуть-чуть меняются условия окружения (больше пустыни, нежели плодородной почвы), и опасности войны (большей варваров вокруг города). Но, если вы прошли три миссии, то уже видели абсолютно всё, что есть в игре. Из-за этого Citadelum становится очень однообразной и крайне редко подкидывает настоящий вызов. Даже местная кампания тут свободна до предела — можно начать проходить местный сюжет хоть с последней миссии, если основы геймплея вам известны. Прошлый градострой от Abylight Studios под названием One Military Camp тоже страдал от нулевой сложности и однообразия, но там хотя бы геймплей рос и развивался, просто недостаточно быстро.
Но… что нам терять? Эта игра подарит десятки ностальгических минут всем поклонникам Caesar III — не больше, но и не меньше.