Обзор игры Frostpunk 2
Звенят бубенцы на холоде
Морозный постапокалипсис — штука, мало представленная в видеоиграх. Однако, в отличии от уничтожающих планету зомби или демонов, холод-то может представить себе кто угодно. Просто температура ещё ниже, чем вы вспомните за всю свою жизнь. Примерно в два-три раза ниже. И вот эта самая разница делает привычную жизнь совершенно невозможной. Быстрое обморожение, пневмония, отказ техники и электрических приборов, тонны снега, стирающие все дороги, и льды, меняющие ландшафты — всё изменится. К худшему. Frostpunk — игра про то, как всё плохо, и про то, что надежда имеет непомерную цену, которую не каждый способен ни представить, ни заплатить. Теперь и с сиквелом, заполненным политикой.
В центре повествования Frostpunk 2 находится город Нью-Лондон, у которого погиб его глава — Капитан. Он оставил вам, наместнику, тысячи проблем и отсутствие рук для их решений. Вам предстоит отстраивать город практически с нуля, и, как обычно, заниматься сложными законотворческими делами.
Первое, что бросается в глаза — пространство. Теперь вы ведёте застройку не зданиями, а целыми районами, пользуясь обширными пространствами вокруг генератора на гексовых клетках. Каждый район можно расширять и улучшать за счёт точечной застройки особыми зданиями, но предварительно необходимо отчистить территорию ото льда. На всё строительство постоянно нужна рабочая сила: сначала плодится население, и только потом из него выходят способные держать молоток в руках и закидывать уголь в печь. Иногда они не выходят вовсе, ведь не каждый хочет получать обморожение ради какого-то там общего дела.
Запасы угля тоже быстро подойдут к концу, и хорошему правителю нужно будет найти новый ресурс — нефть. Рядом с городом такого нет, так что давайте отодвинем камеру немного назад и поймём, что территория вокруг города куда больше, чем казалось в начале. Огромное пространство вокруг можно разведать, найти там ресурсы и построить в морозных пустошах не только аванпосты, но и дополнительные города, где тоже можно строить жилые, производственные и добывающие районы. Так что в этот раз вам придётся управлять целой страной, пусть первый город и не перестанет быть основным.
А раз управление стало таким глобальным, то вам потребуется масса новых противоречивых законов, среди которых и контроль за институтом семьи, и легализация наркотиков, и жестокая миграционная политика. Не думайте только, что мораль — это единственное, что помешает вам принять важный указ. Вы — всего лишь наместник, а быть или не быть закону решит ваша палата представителей. В ней собраны люди из четырех разных по мировоззрению фракций, которые вовсю конфликтуют между собой. Одним предложенный вами закон может понравится, других же придётся убежать, подкупать и заваливать обещаниями, чтобы они проголосовали так, как вам хочется.
Но однажды всё это всё равно пойдет прахом, потому что невозможно сидеть на четырёх стульях одновременно. Две фракции останутся в балансе, а две обязательно передерутся, устроив гражданскую войну буквально у вас под окнами. Можно показать силу, можно попросить разойтись мирно, но город чистить всё равно придётся, а потом снова балансировать на правилах и законах. Например, если дать стражам порядка возможность использовать автоматоны для задержания преступников, то параметр преступности снизится, но автоматоны начнут ломать районы, неизбежно повысив общую разруху. Каждый закон будет давать как положительные последствия, так и разрушительные. В этом плане Frostpunk 2 верен оригиналу, пусть и слегка менее жесток.
Менее жесток, потому что ощущения безысходности и неминуемого конца для человечества больше нет. Да, от погодного конца света игра перекинулась в социальный, но это отнюдь не одно и то же. Если люди передерутся, то это вина людей, а не непреодолимой стихии, против которой воевать было практически невозможно. Сейчас же приходится утихомиривать идиотов, которые стараются покончить с собой, а потом ещё и весь оставшийся мир за собой забрать. Ну как тут проникаться фатализмом происходящего? Это скорее раздражает и вызывает гнев, а, следовательно, любой сложный с моральной точки зрения закон принимается куда проще. В этом, пожалуй, главный недостаток сиквела относительно оригинала.
Второй — технический. «Накушавшись» игра может начать фризить, а то и вовсе зависнуть. Ресурсы частенько подсчитываются некорректно. Районы могут отказаться чиниться или заселяться. В общем, много всего неприятного, что требуется лечить, лечить и ещё раз лечить.
Если починят, то Frostpunk 2 станет ещё одной отличной игрой отличного года. Самое приятное в ней, что она настолько отличается от оригинала, что обе игры можно играть с разным, но всегда большим удовольствием.